Неисправности системы охлаждения двигателей BMW.

Частенько приходилось слышать о том, что двигатели BMW имеют тенденцию перегреваться.

Опыт, однако, показал, что перегрев возникает по самым тривиальным причинам, характерным для всех авто с жидкостным охлаждением - из -за неисправности системы охлаждения.

Попробуем определиться более-менее окончательно с причинами перегрева и их устранением.

Помпа. Этот вариант рассматривать не станем - все ясно сразу. Двигатель моментально перегревается. Причина обычно - пластиковая крыльчатка потеряла контакт с металлическим валом и проворачивается. Еще неисправность - выход из строя подшипника помпы. При этом термомуфта имеет значительный поперечный люфт, вентилятор может задевать лопастями диффузор, слышны металлические скребущие звуки - это крыльчатка задевает за стенки внутри ГБЦ.

1. Негерметичность системы охлаждения. В этом случае при езде в городе антифриз может закипеть. Причина понятна - система не держит давление. Если движение неинтенсивное, перегрев может и не возникать. Однако, система охлаждения будет постоянно терять антифриз и требуется достаточно часто его доливать. В этом случае нужно искать неплотно зажатые хомутики в местах соединений, трещинки в пластиковых штуцерах радиатора и трубочки, отводящей антифриз от блока цилиндров с водительской стороны. Внешне такие места проявляются влажными пятнами под неплотно зажатыми хомутами или под щтуцерами с трещинками. Особая песня - радиатор. Если нарушена герметичность соединений между пластиковыми емкостями и алюминиевым корпусом, то отремонтировать такой радиатор практически невозможно.

Частенько причиной негерметичности может являться пластиковый клапан для удаления воздуха из радиатора. На двигателях М40 он расположен рядом с заливной горловиной. Если пережать его отверткой, пластиковая головка обламывается. А герметичность создает именно она - под ней расположено резиновое уплотняющее кольцо. Как отремонтировать - здесь.

Пластиковые штуцера поддаются ремонту( опасность трещин в таких местах в том, что с такого штуцера резиновый шланг может запросто соскочить ввиду того, что стенки штуцера вследствие размытия их потоком антифриза истончаются, трещина быстро растет, и часть штуцера в конце концов обламывается, шланг соскакивает. Если в этот момент не заглушить двигатель - весь антифриз окажется на асфальте. В этом случае перегрев и повреждение ГБЦ практически неизбежны. Даже если у вас в запасе имеется антифриз, залить его и охладить ГБЦ сразу не удастся. Антифриз тут же закипает, образуются паровые пробки, которые не пускают жидкость внутрь двигателя.

Внешние признаки повреждения пластиковых штуцеров - при работающем двигателе антоифриз может капать снизу шланга. Поскольку он тут же испаряется, то сразу такой дефект не определишь. А на следующий дент с утра в таком месте остается легкий белый налет.

Совет - будьте внимательны. Хотя бы иногда после поездки, через полчасика откройте капот и осмотрите внимательно радиатор, места соединений резиновых шлангов со штуцерами. На следующий день перед поездкой загляните под автомобиль. Если антифриз где-то капал - увидите свежие пятна на асфальте.

2. Термостат. Одной из причин неправильного прогрева двигателя может являться термостат. Причем, при неисправном термостате чаще всего происходит недогрев двигателя до рабочей температуры.Т.е., термостат открывается раньше, чем положено. Определить такую неисправность достаточно просто - если нижний патрубок радиатора теплый при температуре ниже "12 часов" по указателю (около 1/4 шкалы) и ниже, термостат неисправен. Температура открытия термостата обычно у BMW составляет около 90 гр.по Цельсию. Значение темп. открытия выбито на корпусе термостата. Бывает и так, что термостат установлен неверно. Термостат двигателя М40 устанавливается в определенном положении. Это положение определяется по стрелочке, выбитой на корпусе. Стрелочка при установке должна "смотреть" вверх.

Реже бывает, что термостат или не открывается, или открывается неполностью. Это уже опасно. перегрев неминуем. Менять немедленно!

3. Термомуфта. Термомуфта с закрепленным на ней вентилятором начинает активно работать при достижении антифризом темпетаруры примерно около 100 гр. по Цельсию. По указателю это примерно посредине между средней и правой меткой. Причин неработоспособности т.муфты несколько, и они, чаще всего. не являются следствием поломки. Единственная поломка - выход из строя подшипника муфты. Встречается очень редко.

Внешне все выглядит примерно так - при езде в городе и пробках температура некоторое время держится около "12 часов" по указателя. А затем начинает неуклонно ползти вправо, к красной зоне. Затем переходит правое деление в черной зоне и начинает подбираться к красной. Причем, прогазовка только ускоряет процесс. Спасает езда по улице на 4-5 передачах со скоростью около 50-60 км/ч. Но спасает ненадолго.

На трассе двигатель начинает перегреваться при движении со скоростью 120 км/ч и выше. Температура растет и не падает при увеличении скорости.

Для понимания процесса необходимо сказать об устройстве и принципе работы ТМ. Внутри алюминиевого корпуса имеются 2 металлические пластины в виде кругов с отверстиями. Одна пластина закреплена на валу ТМ, вторая - на ее корпусе. В корпусе залита кремнийорганическая жидкость (КЖ). Спереди, на корпусе муфты закреплена биметаллическая пластина, серенина которой упирается в шток клапана, перекрывающего поступление КЖ в пространство между пластинами. При температуре <100 гр. клапан закрыт. При повышении температуры пластина обдувается небольшим потоком воздуха от вяло вращающегося вентилятора и выгибается (в сторону радиатора). Шток клапана тоже уходит вперед, открывая отверстие для КЖ. КЖ поступает в пространство между пластинами, и за счет трения (пластина-КЖ-пластина) пластина на валу увлекает за собой пластину корпуса ТМ. ТМ "схватывает", и вращается с теми же оборотами, что и шкив помпы. Внешне это выглядит так - после ухода стрелки указателя вправо от середины через некоторое время при прогазовке температура вдруг резко падает, стрелка быстро возвращается к середине. Если открыть капот и газануть - слышен характерный звук воздушного потока, который нагнетается лопастями вентилятора.

Устройство ТМ описано здесь.Оригинальность и некоторая гениальность такого решения очевидны. В такой системе ломаться просто нечему. Отсутствует электропривод, повышается надежность. Почему же иногда ТМ не работает?

Первая важная причина - маленький уровень ОЖ в радиаторе. Воздух, проходящий через соты, не нагревается горячим атифризом. Соответственно, не греется и биметаллическая пластина, термомуфта не включается.

Грязь и коррозия. Приходилось видеть неработающую термомуфту, в которой из-за грязи, скопившейся между пластиной и штоком, последний все время был в нажатом состоянии. Пластина может быть так же утеряна в результате "квалифицированного ремонта", погнута, слишком сильно повреждена коррозией и т.д.

Каких либо других причин неработоспособности видеть не приходилось. Лично мне пришлось смотреть примерно около 10 "неработающих" термомуфт. Владельцы, как правило, обращались с последней надеждой не потерять 30$ (стоимость термомуфты на разборке). Каково же было удивление, когда муфта оказывалась рабочей.

Вытекания КЖ видеть так же не приходилось. В любом случае ее наличие очень легко определяется - если на холодном двигателе вентилятор, при придании ему вращения рукой сразу останавливается, жидкость на месте. Если продолжает вращаться - нет ее там.

Итог - в случае перегрева начинайте поиск неисправности с самого простого - проверки герметичности системы охлаждения.

 

Top HomeContakt e-mailContakt e-mailTop