Правда о присадках.

(Если кого-то данные исследования не убеждают или кажутся предвзятыми, что часто бывает, просим ознакомиться с действительно восхитительной присадкой - здесь)

Журналом "5-е колесо" были отобраны несколько присадок -улучшителей свойств масла с целью проведения трибологических (трибология-наука о трении) испытаний. Испытания проводились московским институтом ВМПАвто по одной из методик, в которых проверяется трение пары "хром-чугун" - т.е., фактически, хромированное поршневое кольцо-стенка цилиндра. Впервые об этом было заявлено в декабрьском номере журнала. С нетерпением мы ожидали результатов испытаний, и, наконец, можем ознакомиться с некоторыми результатами. Особенно интересны отклики производителей присадок на публикацию... Это вообще почти отдельная тема, эти отклики.

Предисловие

"Я добавил в моторное масло модификатор трения,что дало мне 25%экономии топлива.Реметаллизатор дал 30%,кондиционер металла -столько же,по 28%добавили геомодификатор и тефлоновая присадка...И теперь через каждые 30 км мне приходится останавливаться отливать бензин из бака ". (Старая американская шутка.)

 

Испытуемые:

Масла для испытаний

  • Базовое масло для испытаний - Shell X100
  • Контрольное масло - Shell Helix Ultra

Присадки

  • BBF Unimet
  • СУРМ
  • XADO
  • Autoplus
  • BBF Унилак
  • Е3000
  • Lubrifilm Diamond
  • XER2 STP
  • ABRO
  • Mannol
  • PBX2 (K&W)
  • ER
  • "Феном

Присадки добавлялись в масло Shell X100 в пропорциях, рекомендованных изготовителем.

Необходимо отметить следующее - пробы присадок подавались на испытания в номерных запечатанных флаконах анонимно, и во ВМПАвто не знали, какие именно присадки в каких флаконах находятся. Результаты публикуются после расшифровки испытаний.

Теория

Полученные результаты можно трактовать по разному (для удобства читателей коды образцов в отчете, таблицах и на графиках заменены на названия продуктов).Конечно же,наибольший интерес представляет износ.Чугунный ролик в наших опытах "олицетворяет "стенку цилиндра,что справедливо только для тех автомобилей,в которых эта базовая деталь сработана из данного традиционного материала.Пока таких машин -большинство.Темпы износа цилиндра определяют пробег мотора до капитального ремонта.Здесь все ясно и однозначно. А вот износ хрома может быть и благом.По крайней мере,в "обкаточных "материалах. К таким,если верить аннотациям, можно отнести Lubrifilm Diamond (заявленный,как "прикаточный "),а также ER и "Феном ",у которых ускорение приработки новых и "откапиталенных "двигателей -одна из функций. Сгладить неровности, оставшиеся после машинной обработки деталей, придать им правильную геометрическую форму,быстро довести мотор до наивысших кондиций помогает износ. Прежде всего -износ хромированных поршневых колец.


<<Износостойкость и триботехнические характеристики пары трения "серый чугун - хром гальванический" (Hмю=1100кгс/мм^2) по результатам испытаний на машине трения ИИ-5018 при использовании смазочных композиций с различными присадками. (таблица)>>



<<Таблица профилограмм, фотографий и комментариев. Все продукты.>>


Другое дело,что в "кондициях" нужно удержаться как можно дольше. Внутреннее трение само по себе влияет на расход топлива. Серьезной экономии здесь не получить,поскольку экономичность определяют не только механические потери в двигателе,но и тепловые с насосными,а также потери в трансмиссии, сопротивление качению колес, аэродинамическое сопротивление кузова и шасси, силы инерции (читай -масса автомобиля). Так что 2 4%экономии -приличный результат, 6%-очень приличный.Большего легче всего достичь заменой ┘автомобиля. Трение и износ,оказывается,-вовсе не "братья ",как считалось ранее.Подтверждение тому -противозадирные присадки,хорошо известные в технике.Они химически "разрыхляют "наружный слой металла,исключая сваривание микронеровностей трущихся поверхностей.

Параметры шероховатости поверхностей образцов из серого чугуна после испытаний.

Трение,конечно,уменьшается, но и поверхность металла слой за слоем преобразуется и мягко стачивается. Подобный результат в наших опытах показали "кондиционеры металла ". Феноменальные показатели снижения трения соседствуют у них с серьезным износом как хрома, так и чугуна.Такое "поведение " приветствуется при обработке металлов резанием (кстати,в описаниях продуктов говорится о возможности использования кондиционеров в качестве смазывающе охлаждающей жидкости при металлообработке),а вот насколько оно полезно послеобкатки, судить сложно. То,что изменения структуры хрома имеют место, видно по макрофотографиям образцов.Сеть микротрещин делает поверхность металла пористой,а таковая,как известно,впитывает и удерживает масло,как губка.

Вероятность разрушительного (особенно при холодном пуске) масляного голодания уменьшается, но цена, которую за это приходится платить,в данном случае,похоже,слишком высока. Ни в коем случае не ставя под сомнение результаты многочисленных тестов кондиционеров металла,полагаем,что вопрос работы пары "хром чугун "требует дальнейшего изучения. Загустители масла мы привлекли к нашим испытаниям откровенно зря. Рассчитывать на какие бы то ни было улучшения триботехнических характеристик "убитого "двигателя - наивно.Применение таких продуктов оправдано лишь тогда,когда зазоры в цилиндрах достигают критических значений (по российским меркам -толщины пальца).Поездить месячишко другой,не заливая по банке масла каждые десять километров,загустители помогут.Большее -не их удел. А двигатель все равно придется ремонтировать. Повышенным трением может характеризоваться и созидательная работа.Исследования фирмы "ВМПАВТО " показывают,что зачастую нанесение защитного сервовитного слоя,будь то металлоплакирующий состав или геомодификатор,требует затрат энергии.На определенных этапах жизненного цикла смазочной композиции увеличение трения указывает на уменьшение износа.

К сожалению,в наших опытах существенного положительного эффекта от геомодификаторов получено не было.Многие разработчики подобных продуктов рекомендуют производить обработку под присмотром специалистов.Трибологи сходятся во мнении,что у металлсодержащих и минеральных составов большое будущее.Если вы разделяете их уверенность, не экспериментируйте сами, а обращайтесь к тем,кто за нимается этим делом профессионально.Во первых,они подберут метод лечения,требующийся конкретно для вашего автомобиля.Во вторых, в случае их неудачи,есть шанс компенсировать ущерб. При самостоятельной же обработке доказать что либо будет достаточно сложно: экспертов,знающих тему, России (да и в мире)раз два и обчелся.Касается это замечание всех без исключе ния добавок,присадок,да и масел тоже. Приятно поразили две антифрикционные и противоизносные присадки ≈Auto plus и STP,показавшие результаты выше заявленных в аннотациях.Более того,смазочные композиции с двумя этими продуктами в паре трения ╚чугун хром ╩повели себя лучше,чем синтетическое (базовое в опытах ≈минеральное)масло.Будь нашей задачей выявление победителя,пальму первенства мы бы отдали препарату Autoplus: добавлять в масло его надо из расчета не 25%,как STP,а всего восемь.Неизвестно,а повлияет избыток ╚побочного ╩продукта на другие свой ства масла.Впрочем,за пределами наших испытаний в ╚ВМПАВТО╩ осталось и по ведение смазочных композиций в других парах трения.

По стандарту

А как поведут себя те же смазочные композиции,если испытывать их по ГОСТу? Санкт Петербургским центром сертификации нефтепродуктов предоставленные нами безымянные образцы были отправлены в аккредитованную испытательную лабораторию Петербургской топливной компании. Результаты (см.таблицу),полученные на четырехшариковой машине трения,практически полностью не совпали с полученными в "ВМПАВТО". Не будем забывать,что шарики -стальные. Наши абсолютные лидеры -STP и Autoplus себя абсолютно никак не проявили.

Сводный протокол испытаний N3316 АНО "ЦС ТЭР" по ГОСТу 9490

Пятно износа такое же,как у базового масла,получилось также у Lubrifilm Daimond. В сравнении с "базой "улучшились показатели (в порядке убывания)у "СУРМа ",Е 3000 и PRX 2 ,ER,ABRO,"Фенома "; ухудшились -у BBF "Униплак ",Xeramic PM и особенно (вдвое!)у "Хадо ".Возможно, обработка трущихся поверхностей этим составом требует ругой технологии,недостижимой в лабораторных условиях. О присадке от Mannol особый разговор. Как нам сообщили в московском представительстве компании SCT в момент,когда материал еще только готовился к печати, протестированный нами продукт уже снят с производства. Так что рассуждать о его достоинствах и недостатках - пустая трата времени. О том,какие препараты автохимии придут ему на смену,может быть,расскажем отдельно. И,по возможности,протестируем.

Выводы

"Сколько людей -столько мнений ",- говорят англичане. Перефразируем:"Сколько методик -столько и результатов ".Публикуемые нами данные -всего лишь почвадля размышлений и научных гипотез.На поставленные в прошлой публикации вопросы мы,в принципе,ответили.На главный же,подразу меваемый,- что лить?- не смогли,и вряд ли сможем. Как быть рядовому потре бителю,решает он сам. Наш тест -лишь пища для размышлений.Не экономьте на масле, но и не забывайте о том,что за время до капитального ремонта стоимость залитой в вазов ский мотор "очень фирменной "синтетики приблизится к стоимости нового агрегата. Добавлять присадки или нет? Однозначного ответа нет и,похоже,еще долго не будет.

Отдел экспертиз


С результатами ознакомились... А теперь посмотрим, что же пишут производители присадок... Думаю, что нас ожидает интересное продолжение этой темы в дальнейшем... :)

В дебрях трибологии

Материал, знакомящий читателей с результатами теста присадок к моторным маслам, проведенного отделом экспертиз редакции (см. ╧12, 2001 и ╧1-2, 2002), вызвал неожиданно бурную реакцию. Еще до выхода из печати номера с окончанием публикации в редакцию посыпались звонки и письма. Кто-то интересовался, когда будут оглашены результаты, кто-то грозился подать на нас в суд. Словом, процесс прошел. Предлагаем вашему вниманию выдержки из ряда откликов с краткими комментариями.

╚... Ваш журнал постарался перенести методы общей трибологии на решение вопросов трибологии ДВС. Любой специалист в области проектирования и доводки узлов трения ДВС знает о недопустимости подобного подхода. Используемый в ходе экспертизы метод ⌠энергетических потоков■ был разработан специалистами ⌠Русского дизеля■ для оценки ТОЛЬКО ресурсных показателей ОДНОГО трибологического узла (поршневое компрессионное кольцо-втулка цилиндра), и даже в момент создания вызывал серьезные возражения у специалистов по трибологии ДВС. Данный метод не позволяет... смоделировать реальные условия работы сопряжения... Кроме того, в испытаниях реализуется только механизм граничного трения, тогда как основным условием проектирования трибологических пар ДВС является исключение возможности подобного режима трения.
Параметры, определяемые с использованием данного метода, за исключением скорости износа, не являются определяющими для работы двигателя и поэтому не могут служить критерием эффективности работы препаратов... Полностью выпадают из рассмотрения такие важнейшие показатели, как экономичность по топливу и маслу, мощность, токсичность ОГ, ⌠компрессия■ и т.п...
С уважением, генеральный директор ООО ⌠Энергия-3000■ Кудрявцев А.А.╩

Благодарим господина А.А. Кудрявцева за обстоятельный ответ. Очень надеемся на взаимовыгодное сотрудничество. Оставим право на оппонирование разработчикам метода энергетических потоков. От себя лишь уточним, что моторные испытания, как правило, завершают серию лабораторных и стендовых тестов. Мы пока сделали в этом направлении лишь первый шаг.

╚... Почитав вашу статью, мы обнаружили ряд высказываний, касающихся продукции фирмы ABRO Ind. Inc., которые, на наш взгляд, граничат с клеветой... ⌠Попали эти продукты■ (читай ≈ присадка в масло ABRO Premium) на ваши испытания ⌠исключительно из-за отдельных недобросовестных продавцов, обещающих чудеса■. НПТК ⌠Крепость■ с 1995 г. является официальным дистрибьютором американской фирмы ABRO Industries, Inc. в Северо-Западном регионе РФ, представляет продукцию этой компании и ⌠обещает чудеса■ исключительно в пределах научно-технического прогресса. Что касается ⌠недобросовестности■ (а мы принимаем эти слова на свой счет) ≈ ждем официальных извинений на страницах вашего издания.
С уважением, Совет директоров НПТК ⌠Крепость■╩

Уважаемый Совет директоров!
Говоря ╚продавец╩, мы имели в виду собственно продавца, а не дистрибьютора либо дилера. Подчеркиваем это для всех наших читателей, понявших слово слишком расширенно. О ╚чудесах╩ расспрос┬ите в ближайшем автомагазине. Такое расскажут!..

╚... Мы очень недовольны и озадачены тем, что такой серьезный журнал пошел на поводу у коммерсантов, забыв о существовании ⌠Закона о рекламе■. Не составит труда доказать наличие договора между вашей редакцией и ВМПАВТО и явную выгоду от подобной публикации для ВМПАВТО. Что мы и сделаем с удовольствием в судебном порядке...
Филоненко Виктория Олеговна, начальник рекламно-информационной службы корпорации ⌠ХАДО■╩

Уважаемые господа!
Из вашего ответа неясно, считаете ли вы, что предлагаемая ВМПАВТО методика испытаний смазочных композиций не дает объективных результатов. Мы допускаем, что для оценки эффективности вашей продукции необходимо провести другие тесты. Чтобы узнать мнение ваших специалистов, мы и отправили в ваш адрес рабочий вариант текста ДО его публикации.
Естественно, о проведении испытаний анонимных образцов редакция договаривалась и с руководством ВМПАВТО, и с Санкт-Петербургским органом по сертификации нефтепродуктов. При непосредственном надзоре последнего испытания и проводились.
Оснований для судебного иска в данной публикации мы не усматриваем. Надеемся на ваш более конструктивный подход. Готовы предоставить вам журнальную площадь для официального ответа ваших технических специалистов, а не рекламного отдела.

╚... Наша компания является производителем силикатно-керамической композиции ⌠Форсан■, которая относится к группе кондиционеров металла. Нас очень заинтересовала данная экспертиза, мы были бы вам признательны за подробное описание условий участия в данном тесте.
Готовы предоставить свой продукт для вашей экспертизы.
С уважением, менеджер ООО ⌠Ньюмен■ Лукьяненко Сергей╩

Спасибо! Обязательно с Вами свяжемся.

Владимир Заборщиков, зав. отделом экспертиз

Мой комментарий.

Наука, конечно, на месте не стоит. Естественно, что постоянно разрабатываются составы, улучшающие работу нагруженных узлов автомобиля. Однако, необходимо помнить, что двигатель - невероятно сложное техническое устройство. В нем имеетя очень много пар трения, работающих в совершенно разных условиях - как по температуре, так и по видам нагрузки. Присадка, улучшающая работу узла трения "вкладыш-палец" может вызвать повышенный износ в паре "кольцо-стенка цилиндра" или полностью нарушить работу гидрокомпенсатора, вывести его из строя напрочь.

Полный комплекс испытаний под силу только международным ТНК, т.к. всесторонние испытания двигателя - это не один год работы.

Будем надеятся, что когда-нибудь BMW AG или другой концерн официально объявит - "..эта присадка рекомендуется для добавления в двигатель с таким-то пробегом... " и т.д. Тогда - да. Может быть, и зальем что-нить в двигатель. Но пока этого не произошло - я бы лить присадки в масло поостерегся. А на самом деле, производители масел разрабатывают новые масла, в которых присадки уже имеются. И эти масла проходят полный комплекс испытаний.

 

Top HomeContakt e-mailContakt e-mailTop