Ремонт вентилятора печки

Столько приходилось слышать о бедах езды зимой без печки... И каждый раз я самодовольно улыбался - моя-то в порядке. И вот, наконец, ОНО настало.

Симптомы - вначале звуки, похожие на притирание крыльчаткой пластмассового кожуха... Затем - стуки. Все сильнее и громче. Затем - остановка вентилятора. Попервоначалу после встряски на лежачем полицейском, или на ухабе печка запускалась...недолго вяло пыхтела и жужжала..И опять - стоп.

Что ж. Долго так не поездишь. Не говоря о том, что этой зимой морожы опускались ниже 30-ти (слава аллаху, вентилятор еще кое-как крутился), езда втроем-вчетвером в автомобиле становилась очень напряжной. При морозе от -5 влага конденсируется, стекает по стеклам и замерзает, образуя наледи в полпальца толщиной. Протирание стекла тряпкой дает эффект весьма непродолжительный. А уж боковые стекла...Водительское еще можно протереть, а вот пассажирское или задние - никак. Одно мучение.

Решение - снимать и чинить или заменять купленной на разборке. Обзваниваю разборщиков. Стоимость агрегата в сборе с крыльчатками - 40-50$. Нда. А если попробовать поковырять моторчик самому?

Снятие вентилятора отопителя (Е30 40 В16, В18).

1. Агрегат находится моторном отсеке в перегородке. Для снятия необходимо отвернуть 3 самореза, удерживающие планку с релюшками и жгутом проводов. Затем шестигранной головкой на 7мм вывернуть 4 самореза, крепящие крышку отсека отопителя и стеклоочистителя. Нижний саморез с пассажирской стороны необходимо вывертывать держателем головки с гибким валом.

2. Снимаем крышку. Под ней - пластиковые кожухи крыльчаток вентилятора. Аккуратно вынимаем их, стараясь не повредить выступы пластиковых защелок.

3. Стягиваем 2 разъемчика питания вентилятора с контактов щеткодержателя. С помощью крючка отщелкиваем плоскую пружину, удерживающую корпус вентилятора. Вынимаем вентилятор в сборе с крыльчатками.

Так. Диагноз - износ подшипников. Подшипники скольжения, вероятнее всего - порошковые. Вал разбивает их, что и является причиной стуков - ротор задевает пластинами магниты статора. Если продолжать ездить - пластины статора от ударов могут быть даже поломаны. Либо, что еще хуже, может произойти сдвиг нескольких пластин и будет повреждена изоляция обмоток.У меня - следы на статоре от удара об магниты видны отчетливо. Слава аллаху, пластины не сдинулись, обмотки целы. Пластиковый щеткодержатель - тоже цел.

Для замны подшипников необходима разборка мотора.

Разборка мотора вентилятора.

Снятие пластиковых крыльчаток. В инструкции сказано, что нельзя снимать крыльчатки вентилятора во избежание разбалансировки. В нашем случае - или все выкидывать, или таки снимать.Помечаем их местоположение на валу. Ни в коем случае нельзя сбивать крыльчатки ударами по валу. Ротор и коллектор на валу держатся только за счет трения и смещаются при ударах. Закреплены они по отдельности, и может произойти обрыв проводов от ротора к коллектору. Далее - капаем пару капель подсолнечного или машинного масла в торец втулки крыльчатки с наружной стороны. Феном прогреваем втулоную часть крыльатки (не перегреть до пластичного состояния!!!). Удерживая рукой другую крыльчатку, прогретую сворачиваем относительно вала к его торцу.Крыльчатка очень легко снимется. Теперь то же самое делаем со второй крыльчаткой. Только на этот раз зажимаем вал с другого конца в тиски. На самом краю вала имеется примерно 0,5 мм занижение. Его и суем в тиски. Сворачиваем вторую крыльчатку.

Снятие крышек моторчика. Снимаем фиксирующие и антифрикционные шайбы с вала на правой стороне. Крышки смонтированы выступами-лапками в пазах корпуса статора. Небольшим зубильцем слегка разгибаем усики, держащие эти самые лапки и вынимаем крышку. Лапки можно поддеть и отковырнуть достаточно прочной плоской отверткой. Внутри крышки находится подшипник, прижатый плоской пружинящей пластиной с отверстием. Подшипник снаружи имеет сферические поверхности, позволябщие ему самоустанавливаться при сборке с валом. Вокруг подшипника - фетровая шайба, пропитанная маслом. Отгибаем усики, прижимающие пружинную пластину, поворачиваем ее до выхода из посадочного места, снимаем. Достаем подшипник.

То же самое делаем с левой крышкой, стараясь не повредить щеткодержатель. Внимание! Необходимо пометить положение щеткодержателя относительно статора! Если перевернуть щеткодержатель наоборот при сборке - мотор будет вращаться в другую сторону(из-за смены полярности постоянных магнитов)! Сняв крышку, стягиваем щеткодержатель с фиксирующих усиков на крышке. Естественно, что до начала процесса графитовые щетки должны быть извлечены из посадочных мест. Так же, как и с правой крышкой - достаем подшипник.

Вынимаем ротор из статора. Тщательно все очищаем от металлической стружки, которая скапливается на крайних поверхностях стальных деталей из-за магнитов, продуваем воздухом.

Подшипники.

Если имеется токарный станок, подшипники элементарно вытачивабтся из подходящей бронзографитовой заготовки. Наружный диаметр подшипника в самом широком месте - 16 мм. Внутренний посадочный диаметр - 8мм - проходим начисто разверткой. Большие фаски-полусферы можно проточить весьма приблизительно. Длина цилиндрической поверхности подшипника снаружи - 6мм, вся длина подшипника - 20 мм.

Если токарного станка нет, подшипник можно сделать из бронзографитовой втулки и без него. Обрезаем втулку по длине + 5мм = 25 мм. Рассверливаем отверстие обычным сверлом до 8 мм. Далее одеваем втулку на хвостовик сверла. Упираем вертикально торец втулки в ровную металлическую опору. Сверху одеваем толстую шайбу и стальную толстую трубку с вн.диаметром >8,5-9 мм. Молотком осаживаем втулку на сверле до 22,5 мм. Переворачиваем втулку и осаживаем до 20 мм. Затем напильником и наждаком спиливаем большие, приблизительно сферические, фаски.Примеряем в посадочном месте. Если подшипник самоустанавливается в гнезде достаточно легко - дело сделано.

Сборка.

Вставляем подшипник в посадочное место, кладем фетровую шайбу, сверху одеваем пружинную пластину. Пластину поворачиваем так, чтобы она встала на свои посадочные места. Слегка прижимаем плоскогубцами усики крышка так, чтобы они зафиксировали пластину.. Так же поступаем и со вторым подшипником.

Щеткодержатель. Если не удается закрепить его исходым методом, то сверлим в нем сквозь 4 отверстия в крышке отверстия диаметром 1,5 м и притягиваем его с помощью подходящих саморезов.

Сначала крепим к корпусу крышку со щеткодержателем. Развальцовываем зубильцем края пазов так.чтобы зафиксировать лапки крышки в корпусе статора.

Балансировка ротора. Устанавливаем ротор без крыльчаток валом на призмы и балансируем статически путем нанесения капель силиконового герметика на обмотки. Динамическую балансировку ротора в сборе с крыльчатками можно сделать только после полной сборки.

Вставляем ротор. На правой стороне вала устанавливаем внутренние фиксирующие шайбы. Монтируем крышку с подшипником так же, как первую, надев подшипником на вал. Закрепляем лапки на корпусе. Устанавливаем наружные фиксирующие шайбы на вал.Пробуем легкость вращения вала.

Если вращается туго и задевает пластинами ротора за магниты - слегка постукиваем по крышке так, чтобы сместить ось и чтобы зазор между ротором и статором был одинаков со всех сторон (смотрим на просвет). При этом подшипники самоустанавливаются и ротор вращается свободно. Вставляем щетки в щеткодержатель. Испытываем весь агрегат.

Одеваем крыльчатки. Они - разного цвета. Черная устанавливается с пассажирской стороны, коричневая - с водительской. Опираем один торец вала на массивную металл.пластину или на боковую часть плоского молотка. На верхний конец одеваем крыльчатку, предварительно слегка смазав посадочное отверстие маслом. Легкими ударами молотка по посадочной втулке крыльчатки насаживаем ее на вал, пока вал не выйдет из втулки. Затем ударяем по втулке через подходящую трубку до тех пор, пока крыльчатка не станет на место. Не забываем, что установка производится по нанесенным меткам. Если крыльчатка осадилась слишком низко, противоположный конец вала зажимаем в тиски и вращательными движениями приподнимаем крыльчатку выше. Так же одеваем вторую крыльчатку с противоположной стороны.

Результат можно считать хорошим, если при вращении вала подшипники греются не очень сильно - около 30-40 град. По возможности необходимо провести динамическую балансировку ротора с крыльчатками. Примитивно это можно сделать так - напряжение питания подается на моторчик от переключателя в автомобиле от минимального до максимального.На минимальных оборотах к ободу крыльчатки подволится графитовый карандаш. На максимальных оборотах дисбаланс выгнет вал и карандаш оставит на ободе следы. В качестве балансировочных грузиков можно использовать маленькие канцелярские скрепки, одеваемые на лопасти.Весь процесс занял примерно 1 вечер.

 

 
Top HomeContakt e-mailContakt e-mailTop

.